Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (СГАФКСТ)
Год основания: 1950
Число обучающихся в вузе студентов: 1844
Стоимость обучения в вузе: 20 тыс. руб.
Адрес: 214018, Смоленская область, Смоленск, пр. Гагарина д. 23
E-mail:
akademsport@sci.smolensk.ru
Сайт:
Показать
В 2005 г. Федеральному государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма" исполнилось 55 лет.
В общем потоке времени пять с половиной десятилетий - сравнительно небольшая веха. Однако истинный масштаб пройденного преобразующего и динамического пути определяется тем, насколько целеориентированной была значимость деятельности большого числа профессорско-преподавательского состава, который сформировал уникальное образовательное наследие и внес существенный вклад в институциональную систему подготовки востребованных высококвалифицированных специалистов по физической культуре и спорту Российской Федерации.
В конечном итоге это была высочайшая заслуга целого поколения истинных профессионалов, педагогов-новаторов, ученых и специалистов по разным аспектам образовательного и учебно-тренировочного процессов, личностные качества и богатое педагогическое наследие которого становятся в настоящее время все более значимыми, полномасштабными и востребованными.
Это с полным правом позволяет говорить о сформированности Смоленской профессионально-педагогической школы обучения и подготовки достойных специалистов по физической культуре и спорту, занимающей реальное место в системе высших учебных заведений отраслевого профессионального образования Российской Федерации.
Качественно и динамично видоизменилась академия за 55 лет. В настоящее время на трех факультетах и 16 кафедрах обучаются 1766 студентов и аспирантов, работают 156 преподавателей, среди которых 6 докторов наук, профессоров; 2 доктора наук, доцента; 10 кандидатов наук, профессоров; 33 кандидата наук, доцента; 41 кандидат наук, доцент.
За 55 лет в институте подготовлено более 15 тыс. специалистов различных специализаций и специальностей, из них дипломы с отличием получили 1011 человек. Выпускники института эффективно работают практически во всех регионах Великой России, в ближнем (Украина, Белоруссия, Молдова, Литва, Латвия, Эстония, Грузия, Казахстан) и дальнем зарубежье (США, Италия, Канада, Германия и др.). При этом их профессиональное педагогическое кредо имеет очень широкий диапазон деятельности: это общеобразовательные учреждения, колледжи и вузы;
ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ и УОР, национальные команды, осуществляют управленческо-организаторскую работу. Без сомнения, вызывают чувство гордости наши выпускники - самобытные педагоги-новаторы, тренеры, блестящие менеджеры. Это - доктор педагогических наук, профессор В.Н. Шаулин, профессор В.Н. Костюченков, О.А. Андриевский, Г.Н. Шибаев, В.П. Карпов, В.И. Борлов, А.М. Лысаков и др.
В настоящее время институт располагает 4 учебными корпусами, 11 специализированными залами, роликодромом, стадионом с двумя футбольными полями, комплексом метательных секторов. Имеется три студенческих общежития, учебно-компьютерный центр, библиотека с фондом 160 тыс. экземпляров научной и учебно-методической литературы, современный, оснащенный компьютерной техникой читальный зал, медико-санитарная часть, современно оборудованный центр физической реабилитации и восстановления.
Анализируя исторические истоки, связанные с основанием академии, следует отметить, что ее деятельность началась на фундаменте техникума физической культуры, в стенах которого (за период 1929 -1950 гг.) было подготовлено 900 специалистов средней квалификации по физической культуре и спорту. В первые дни Великой Отечественной войны по зову сердца абсолютное большинство преподавателей и учащихся ушли на фронт и многие геройски погибли за освобождение нашей Родины.
Это преподаватели техникума Ф.И. Белинский, А.Г. Галицкий, А.Г. Крюков, А.Д. Шматков, С.К. Смирнов, И.Н. Семченков, Н.А. Щавелев.
Уникальным по своей спортивной значимости, силе человеческого духа и воли событием являются мировые рекорды, установленные в первый день войны - 22 июня 1941 г. преподавателем техникума, мастером спорта Иваном Шкодиным, по спортивной ходьбе на 3 км (12 мин 01 с) и 5 км (20 мин 51 с). После финиша окружившие спортсмена многочисленные зрители услышали две знаменитые фразы: "Сегодня я побил мировые рекорды, а завтра вот так же пойдем бить нашего врага. Победа будет за нами!".
В 1943 г. при переправе через Днепр Иван Шкодин был смертельно ранен. Похоронен он со всеми воинскими почестями в братской могиле в деревне Тошань, под Киевом. Вечная ему память и покой! На мемориальной доске академии имя Ивана Шкодина навечно высечено золотыми буквами!
В апреле 1950 г. Постановлением Совета Министров СССР было принято решение об открытии Смоленского государственного института физической культуры. И 1 сентября этого года 100 студентов первого набора переступили порог института, чтобы настойчиво учиться и осваивать сложное профессионально-педагогическое мастерство.
За 55 лет существования института и академии сменилось несколько поколений профессорско-преподавательского состава, которые передавали свои глубокие знания студентам разных годов обучения. С известной долей условности можно выделить четыре поколения высококвалифицированных специалистов, которые трудились в институте в разное время со дня его образования. При этом смена поколений в нашем вузе происходила постепенно, с формированием лучших традиций.
На первом этапе (1950 -1952 гг.) исключительно высокообразованные и самобытные педагоги-новаторы, пришедшие из разных областей педагогических и медицинских знаний, явились первым поколением ученых и педагогов института. Особого уважения заслуживают первый ректор института Н.А. Никонов, старшие преподаватели С.М. Виноградов, И.В. Брион, Б.Л. Трегубова, О.Н. Соколова, С.В. Эрдман, Н.А. Соболева, Н.Н. Бочкарева, А.Я. Величкина, А.Н. Хазан, которые заложили основы всего воспитательного и учебного процесса молодого вуза. Этому поколению выпала интересная судьба быть свидетелями и участниками первых успехов и трудностей,
пережить время послевоенного лихолетья, открыв широкую дорогу дальнейшего развития института, дорогу в большое будущее.
Ко второму поколению педагогов относятся закончившие крупнейшие научные и учебно-методические вузы страны - ГЦОЛИФК и ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта - и в период 1951-1954 гг. направленные на работу в институт. Их вклад в формирование кадрового потенциала нашего вуза неоценим. В 1951 г. в институт прибыли выпускники ГЦОЛИФКа А.А. Золотухин, Н.С. Сергеева, В.А. Зыков, В.А. Акимов, выпускники ГДОИФКа им. П.Ф. Лесгафта - Л.Л. Федоров и Н.А. Машков.
В 1952 г. для формирования спортивно-педагогических и специальнотеоретических кафедр к нам были направлены выпускники ГЦОЛИФКа В.М. Червяков, А.С. Бормотов, В.Г. Богданов (кафедра гимнастики), В.Г. Семенов, В.М. Брушко (кафедра легкой атлетики), Е.Г. Терехин, Л.Я. Гусева (кафедра лыжного спорта), а также выпускники ГДОИФКа им. П.Ф. Лесгафта А.Д. Брейкин, И.А. Панин (кафедра спортивных игр), Л.А. Дружинина (кафедра гимнастики), Б.П. Шахин (кафедра теории физической культуры).
Пополнение вуза молодыми специалистами продолжалось и в последующие годы. В частности, вновь прибывают выпускники ГДОИФКа им П.Ф. Лесгафта - К.П. Леонтьев, И.М. Приставкина (кафедра спортивных игр), В.И. Скобликов, Б.А. Морозов (кафедра легкой атлетики), В.И. Хаймина, Л.Н. Сухарев (кафедра велоконьков и плавания); из Московского института - Р.Р. Лемзель, Е.И. Шолохов, В.В. Ермаков (кафедра лыжного спорта). Такой уникальный педагогический симбиоз двух лучших научно-образовательных высших профессиональных школ на многие годы вперед предопределил высокий уровень учебно-воспитательного и
тренировочного процессов и успешность подготовки высококвалифицированных специалистов по физической культуре и спорту.
В течение 17 лет (1951-1968 гг.) ректором института был доцент П.К. Губа, на долю которого выпало архисложное время формирования и становления всей инфраструктуры вуза. Это была яркая личность, высокообразованный педагог-специалист, который также был выпускником ГДОИФКа им. П.Ф. Лесгафта. Его неутомимая созидательная и организаторская деятельность была сосредоточена на преобразовании всей учебно-методической и спортивной сферы института. Огромную помощь в первые годы работы института оказали ведущие смоленские вузы - медицинский и педагогический.
Особенно значимой эта помощь была для медико-биологических кафедр и кафедры иностранных языков. В частности, заведующий кафедрой анатомии СГМИ профессор Л.А. Шангина в течение двух лет читала лекции, вела семинарские занятия и принимала экзамены. Это была неоценимая и бескорыстная научно-педагогическая помощь нашим молодым педагогам, нашему молодому вузу.
В дальнейшем формирование гуманитарных, специально-теоретических и медико-биологических кафедр планомерно осуществлялось высокопрофессиональными специалистами по различным дисциплинам, которые были приглашены для работы в институт.
Исключительную роль в деятельности института сыграли доктора наук, профессора В.М. Волков и И.И. Бахрах, Э.А. Городниченко, А.Д. Ганюшкин, Р.Н. Дорохов, А.Г. Егоров, кандидаты наук, доценты И.М. Попов, В.Д. Антипов, Н.М. Петелин, В.Н. Катаев, И.Ф. Зоркин, П.И. Иванов, В.П.Чаплин, А.Ф. Шаченков, А.С. Зайцев, О.С. Тарасова, И.У. Канаева, Б.Г. Терещенко, В.Т. Салымов, А.П. Василягина, Б.И. Беляков, доценты Г.П. Чернова, К.М. Быков, В.М. Шамин, Е.К. Малиновский, А.Д. Солдатов, старшие преподаватели В.А. Иванова, Г.С. Саморуков, М.П. Дергунов, Г.М. Рябенков, Герой Советского Союза Г.М. Молчанов, Л.А. Зоркина, Б.Н. Кувшинов, В.Н. Рыженков и Л.И. Рыженкова.
Весьма примечательно, что научно-педагогические школы профессоров В.М. Волкова, И.И. Бахраха, А.Д. Ганюшкина, Р.Н. Дорохова, А.Г. Егорова актуальны и сегодня развиваются в оригинальных исследованиях и трудах их учеников и последователей.
Именно второе поколение (период 1951-1956 гг.) и вышеперечисленные ученые и педагоги положили начало системной разработке учебных планов и учебных программ, изданию первых учебных и учебно-методических пособий для студентов института. Этим педагогам выпала не менее сложная доля жить и трудиться во времена хрущевской "оттепели", брежневского "застоя" и постоянных в этих условиях перестроек в государственных и общественных формах управления спортивно-физкультурным движением. В этот период "перестроечной чехарды" институт вынужден был находить эффективные пути подготовки высококвалифицированных специалистов по физической культуре и спорту.
С высоты 55-летнего пройденного пути особенно отчетливо видно, что дальнейший научный и образовательный потенциалы и модернизация всей инфраструктуры учебного спортивного комплекса по праву связаны с ректором института, доцентом Ю.Р. Порешем (1968-1979 гг.), который на рубеже 70-80 гг. прошлого столетия реализовал титаническую перестройку вуза.
Это был период коренной реконструкции стадиона, строительства нового корпуса общежития, укрепления кадрового потенциала молодыми выпускниками вуза, многие из которых окончили аспирантуру и защитили кандидатские и докторские диссертации.
В структуре института в этот период были открыты и успешно работали следующие профессионально -образовательные подразделения:
- Малаховский филиал государственного института физической культуры (директор - к.п.н., доцент А.Д. Солдатов);
- Учебно-консультативный филиал в г. Брянске (декан - Е. Гоголевский);
- Школа тренеров (заведующий - Ж.М. Деменюк), действующая на правах среднего профессионального учебного заведения с 2-годичным сроком обучения.
Третье поколение ученых и специалистов составляли те, кто наиболее продуктивно трудился в институте с начала 60-х до начала 90-х гг. Это были главным образом выпускники института, многие из которых успешно окончили аспирантуру. Число представителей третьего поколения слишком велико, чтобы всех перечислить пофамильно. Вот только некоторые представители этой профессиональной команды: доктор биологических наук, профессор В.П. Луговцев, доктор педагогических наук, профессор В.П. Губа, доктор педагогических наук, доцент В.А. Быков, профессора Л.Ф. Кобзева, О.Е. Лихачев, В.С. Приставкин, А.М. Докторевич, В.П. Шукаев, Р.М. Тухватулин, В.А. Перепекин, С.В. Легоньков, А.В. Мальчиков, к.п.н., доценты А.П. Хренов, А.И. Павлов, В.П. Пойманов, В.Ф. Лазарев, А.Б. Куделин, Г.Н. Грец, В.П. Луговской, В.Н. Зайцев, А.В. Пирог, А.В. Гурский, Е.А. Фомина, Н.П. Копьев, А.Р. Глебов, В.Т. Дударев, И.А. Грец, Н.И. Тронин, Л.П. Грибкова, Н.П. Дроздова, В.С. Карпов, В.Г. Войтов, В.Н. Чернова; доценты Л.Г. Конов, А.Н. Политухин, Г.П. Кореневская, Л.Т. Ромашова, В.А. Николаев, В.А. Смольянов, П.В. Мелехов, А.В. Дворецкий, В.С. Виноградов, Г.В. Носов, Т.К. Комарова, Л.А. Гурская, В.А. Пегов; к.б.н., доценты А.В. Ромашов, А.А. Николаев, И.К. Шашкевич, З.Е. Косенкова, Н.И. Смольякова, Т.С. Дорофеева и мн. др.
Развивая спортивную науку и трансформируя в конкретных условиях вуза передовой опыт педагогической мысли лучших учебных заведений страны, это поколение активно внедряло в образовательный процесс весь научный потенциал, созданный их предшественниками, эффективно обеспечивая переход на новые нормативно-программные стандарты профессионального образования.
На этапах дальнейшего функционирования вуза следует отметить позитивную деятельность последующих ректоров института - доцента А.Н. Куксина (1979-1986 гг.) и профессора А.С. Селиванова (1986-1998 гг.), которые успешно осуществляли процесс перестройки института в новых социально-экономических условиях Российской Федерации.
Четвертое, нынешнее, поколение профессорско -преподавательского состава - это те, кто работает в институте с первой половины 90-х гг. прошлого столетия и по настоящее время. Это главным образом выпускники института и аспирантуры и педагоги, пришедшие из других высших учебных заведений. Профессионально-педагогическая деятельность этого поколения, вместе с которым работают целая группа ученых и педагогов старшего и среднего поколения, совпала с глобальными переменами в России, с переходом к новым социально-экономическим условиям, требующим поиска новых форм жизнедеятельности института в условиях рыночной экономики.
В 1989 г. была открыта Олимпийская академия Запада России (президенты: профессор А.С. Селиванов (1989 -1998 гг.), профессор С.А. Кореневский (с 1998 г. по настоящее время). Ее деятельность была сосредоточена на реализации Хартии и принципов Олимпийских игр и олимпийского образования, их активном внедрении в систему физического воспитания населения, школьников и молодежи. В связи с этим весом вклад в развитие теории и методологии олимпийского воспитания и олимпийского образования доктора философских наук, профессора А.Г. Егорова. Осуществленные им и его учениками - кандидатами педагогических наук К.Н. Ефременковым, Р.А. Пирожниковым, М.А. Захаровым - глубокие инновационные исследования получили высокое признание на отечественных и международных конференциях и конкурсах.
Решающую роль в подготовке современных высококвалифицированных специалистов на всех этапах развития академии, бесспорно, играла и играет подготовка научных кадров из числа преподавательского состава. В настоящее время свыше 60% из общего числа работающих педагогов имеют ученые степени и звания. На начальном этапе становления института академическая и спортивная наука в основном носила прикладной, методический характер. Переломным с точки зрения научной квалификации преподавателей и развития науки стал 1960 г., когда после учебы в аспирантуре и защиты диссертаций приступили к работе в институте кандидаты наук Б.Н. Смирнов (кафедра гимнастики), Н.М. Петелин (кафедра лыжного спорта); В.М. Волков (кафедра физиологии). Дальнейший динамичный рост научно-педагогических кадров и активизация спортивной науки в институте были связаны с эффективной деятельностью проректоров по научной работе Б.Н. Смирнова (1950-1958 гг.), М.Д. Оробинского (1958-1960 гг.), И.Ф. Зоркина (1960-1964 гг.); Н.С. Гончарова (1964-1969 гг.), И.М. Попова (1969-1982 гг.), В.В. Ермакова (1982-2004 гг.).